Сотворение мира

Рождение глиняной игрушки - многоэтапный процесс. Эволюция, которую проходит каждое изделие, от живого природного материала до уникального образца, отличающегося неповторимым авторским почерком, стилем, характером, невольно заставляет вспомнить библейскую легенду о создании первого человека из куска глины...

Современная ковровская глиняная игрушка изготавливается из "голубой" глины, которая добывается на территории Ковровского района. Знание о том, где находится так называемое линзовое залегание природного материала, передается мастерами из поколения в поколение так же, как и информация о качестве этой глины. Говорят, у каждого мастера есть своя заветная кОпанка.
Итак, ориентировочно определяется местонахождение линзы. Следующий этап - зачистка участка опытным путем. Верхние слои почвы снимаются, и образуется яма - та самая копанка, где добывается уникальное сырье. Местами глина залегает достаточно близко от поверхности земли, хотя считается, что лучший материал находится на глубине до 5 метров. Глина вручную, специальными штыковыми лопатами аккуратно выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение ближайшего года. В таком виде она уже готова к применению.

Следующая стадия - подготовка материала для лепки. Глина выкладывается в специальные емкости и увлажняется до нужного состояния, затем разминается вручную. Каждый лепщик доводит свою часть глины до определенной степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается создать.
Затем мастер формует глину, раскатывая ее скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого - свой набор инструментов и свои приемы. Рабочее место оснащено тканью, на которой раскатываются детали разной толщины, фактуры (в зависимости от фактуры текстильной основы). Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.

Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3 - 5 дней: за это время они должны окончательно затвердеть. В процессе естественной сушки происходит диффузия: как говорят мастера, "глина в глину входит". Далее - подсушивание в течение 2 суток при более высокой температуре - до 30 градусов (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. для каждого вида глины есть определенный режим обжига - до 850 градусов. Затем - естественное остывание. Остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.

По технологии для росписи глиняной игрушки должны использоваться масляные художественные краски. Ими на фабрике расписывают в первую очередь сложные многофигурные композиции. В последнее время стали активнее применяться темперные краски, поликолоры.
Художественный образ создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего ее. Как правило, мастер и художник находят друг друга, работая в одной связке, они должны быть близки друг другу по творческим приемам, художественной манере, даже по характеру. Это вполне естественно, ведь завершение образа должно органично вытекать из первоначального замысла.

Жанровые сценки русского быта, воплощенные в глине персонажи русских сказок - это накопленный опыт поколений, заложенный в генетической памяти. И определенное состояние, пережитое мастером в ту минуту, когда создавалась игрушка. Образ матери, кормящей, купающей младенца, возник после того, как мастерица, родив ребенка, сама испытала всю полноту ощущений, связанных с материнством. Это тот самый высший смысл бытия, передающийся, материализующийся через пластические формы.